Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Конфуций

вторник, 27 июля 2010 г.

Тест "Дом.Дерево.Человек."

Эта - одна из самых известных - проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.

Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану.

Р. Берне при использовании теста ДДЧ просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека – жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

Интерпретация признаков в тесте "Дом. Дерево. Человек"
"Дом"
Дом старый, развалившийся – иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.
Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности).
Дом вблизи – открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.
План дома (проекция сверху) вместо самого дома – серьезный конфликт.
Разные постройки – агрессия направлена против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.
Ставни закрыты – субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях.
Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) – отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

Стены
Задняя стена, расположенная необычно – сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции.
Контур задней стены значительно ярче (толще) по сравнению с другими деталями – субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью.

Стена, отсутствие ее основы – слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).
Стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.
Стена с акцентированным горизонтальным измерением – плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект чувствителен к давлению среды.
Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен – предчувствие (угроза) катастрофы.
Стена: контуры линии слишком акцентированы – сознательное стремление сохранить контроль.
Стена: од номерная'перспектива – изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.
Прозрачные стены – неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.
Стена с акцентированным вертикальным измерением – субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

Двери

Их отсутствие – субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).
Двери (одна или несколько), задние или боковые – отступление, отрешенность, избегание.
Двери открыты – первый признак откровенности, достижимости.
Двери открытые. Если дом жилой – это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).
Двери боковые (одна или несколько) – отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность.
Двери очень большие – чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.
Двери очень маленькие – нежелание впускать в свое "Я". Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.
Двери с огромным замком – враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Дым
Дым очень густой – значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).
Дым тоненькой струйкой – чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.

Окна
Первый этаж нарисован в конце – отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.
Окна сильно открытые – субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок– отсутствие стремления скрывать свои чувства.
Окна закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).
Окна без стекол – враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже – враждебность, отчужденность.
Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже – пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

Крыша

Крыша – сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, символически выражают чувства
субъекта, что им повелевают, независимо от собственной силы воли.
Крыша, жирный контур, несвойственный рисунку, – фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.
Крыша, тонкий контур края – переживание ослабления контроля фантазии.
Крыша, толстый контур края – чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).
Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом – плохая личностная организация.
Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены – усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.

Комната
Ассоциации могут возникнуть в связи с:
1) человеком, проживающим в комнате,
2) интерперсональными отношениями в комнате,
3) предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым ей).
Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску.
Комната, не поместившаяся на листе– нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.
Субъект выбирает ближайшую комнату – мнительность.
Ванна – выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций.

Труба
Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.
Труба почти невидима (спрятана) – нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.
Труба нарисована косо по отношению к крыше – норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.
Водосточные трубы – усиленная защита и обычно мнительность.
Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) – усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность).

Дополнения

Прозрачный, "стеклянный" ящик символизирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом.
Деревья часто символизируют различные лица. Если они как будто "прячут" дом, может иметь место сильная потребность зависимости при доминировании родителей.
Кусты иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.
Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе стороны дорожки – незначительная тревога в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.
Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована – показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.
Дорожка очень длинная – уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.
Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома – попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.
Солнце – символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.

Погода (какая погода изображена) – отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.
Цвет Цвет; обычное его использование: зеленый – для крыши; коричневый – для стен;
желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно:
1) среда к нему враждебна,
2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.
Количество используемых цветов: хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше двух и не более пяти цветов. Субъект, раскрашивающий дом семью-восемью цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет боится эмоционального возбуждения.

Выбор цвета

Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.
Цвет черный – застенчивость, пугливость.
Цвет зеленый – потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.
Цвет оранжевый – комбинация чувствительности и враждебности.
Цвет пурпурный – сильная потребность власти. Цвет красный – наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.
Цвет, штриховка 3/4 листа – нехватка контроля над выражением эмоций.
Штриховка, выходящая за пределы рисунка, – тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию. Цвет желтый – сильные признаки враждебности.

Общий вид

Помещение рисунка на краю листа – генерализованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:
а) правая сторона – будущее, левая – прошлое,
б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом,
в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона – эмоциональные, правая – интеллектуальные.

Перспектива
Перспектива "над субъектом" (взгляд снизу вверх) – чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.

Перспектива, рисунок изображен вдали – желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспектива, признаки "потери перспективы" (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены – не умеет изображать глубину) – сигнализирует о начинающихся сложностях интегрирования, страх перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желание забыть прошлое (линия слева).

Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по меньшей мере четыре отдельные стены, на которых даже двух нет в том же плане) – чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.

Размещение рисунка
Размещение рисунка над центром листа – чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:
1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;
2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);
3) субъект склонен держаться в стороне.
Размещение рисунка точно в центре листа – незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.
Размещение рисунка ниже центра листа – чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:
1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение;
2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.
Размещение рисунка в левой стороне листа – акцентирование прошлого. Импульсивность.
Размещение рисунка в левом верхнем углу листа – склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.
Размещение рисунка на правой половине листа – субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего.
Рисунок выходит за левый край листа – фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.
Выход за правый край листа – желание "убежать" в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль над ситуацией.
Выход за верхний край листа – фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.
Контуры очень прямые – ригидность.
Контур эскизный, применяемый постоянно – в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем – указание на неспособность к четкой позиции.

схема ОБРАБОТКИ РИСУНКА В ТЕСТЕ "ДОМ"

Выделяемый признак
1. Схематическое изображение
2. Детализированное изображение
3. Метафорическое изображение
4. Городской дом
5. Сельский дом
6. Заимствование из литературного или сказочного сюжета
7. Наличие окон и их количество
8. Наличие дверей
9. Труба с дымом
10. Ставни на окнах
11. Размер окон
12. Общий размер дома
13. Наличие палисадника
14. Наличие людей рядом с домом и в доме

15. Наличие крыльца
16. Наличие штор на окнах
17. Наличие растений (количество)
18. Количество животных
19. Наличие пейзажного изображения (облака, солнце, горы и т.д.)
20. Наличие штриховки по шкале интенсивности 1,2,3
21. Толщина линий по шкале интенсивности 1, 2, 3
22. Дверь открытая
23. Дверь закрытая


"Человек"
Голова
Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения. Голова большая – неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.
Голова маленькая – переживание интеллектуальной неадекватности.
Нечеткая голова – застенчивость, робость. Голова изображается в самом конце – межперсональный конфликт.
Большая голова у фигуры противоположного пола – мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.

Шея
Орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.
Подчеркнута шея – потребность в защитном интеллектуальном контроле.
Чрезмерно крупная шея – осознание телесных импульсов, старание их контролировать.
Длинная тонкая шея – торможение, регрессия.
Толстая короткая шея –уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.

Плечи, их размеры
Признак физической силы или потребности во власти. Плечи чрезмерно крупные–ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.
Плечи мелкие – ощущение малоценности, ничтожности. Плечи слишком угловатые – признак чрезмерной осторожности, защиты.
Плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.
Плечи широкие – сильные телесные импульсы.

Туловище
Символизирует мужественность.
Туловище угловатое или квадратное – мужественность.
Туловище слишком крупное – наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей.
Туловище ненормально маленькое – чувство унижения, малоценности.

Лицо
Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный контакт с действительностью.
Лицо подчеркнуто – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.
Подбородок слишком подчеркнут– потребность доминировать.

Подбородок слишком крупный – компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.
Уши слишком подчеркнуты – возможны слуховые галлюцинации. Встречаются у особо чувствительных к критике.
Уши маленькие – стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.
Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы – сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.
Глаза изображены как пустые глазницы – значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность. Глаза выпучены – грубость, черствость. Глаза маленькие– погруженность в себя. Подведенные глаза – грубость, черствость. Длинные ресницы – кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.
Полные губы на лице мужчины – женственность. Рот клоуна – вынужденная приветливость, неадекватные чувства.
Рот впалый – пассивная значимость. Нос широкий, выдающийся, с горбинкой – презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.
Ноздри – примитивная агрессия. Зубы четко нарисованы – агрессивность. Лицо неясное, тусклое – боязливость, застенчивость. Выражение лица подобострастное – незащищенность. Лицо, похожее на маску – осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.
Брови редкие, короткие ~– презрение, изощренность.

Волосы
Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней).
Волосы сильно заштрихованы – тревога, связанная с мышлением или воображением.
Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову – субъектом управляют враждебные чувства.

Конечности
Руки – орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.
Широкие руки (размах рук) – интенсивное стремление к действию.
Руки шире у ладони или у плеча – недостаточный контроль действий и импульсивность.
Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны – субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.
Руки скрещены на груди – враждебно-мнительная установка.
Руки за спиной – нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.
Руки длинные и мускулистые – субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.
Руки слишком длинные – чрезмерно амбициозные стремления.
Руки расслабленные и гибкие – хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.
Руки напряженные и прижатые к телу – неповоротливость, ригидность.
Руки очень короткие – отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.
Руки слишком крупные – сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.
Отсутствие рук – чувство неадекватности при высоком интеллекте.
Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне– социально-ролевой конфликт.
Руки изображены близко к телу – напряжение. Большие руки и ноги у мужчины – грубость, черствость. Сужающиеся руки и ноги – женственность. Руки длинные – желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.
Руки длинные и слабые – зависимость, нерешительность, потребность в опеке.

Руки, повернутые в стороны, достающие что-то – зависимость, желание любви, привязанности.
Руки вытянуты по бокам – трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.
Руки сильные – агрессивность, энергичность. Руки тонкие, слабые – ощущение недостаточности достигнутого.
Рука как боксерская перчатка – вытесненная агрессия. Руки за спиной или в карманах – чувство вины, неуверенность в себе.
Руки неясно очерчены – нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.
материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.
Пальцы отделены (обрублены) – вытесненная агрессия, замкнутость.
Большие пальцы – грубость, черствость, агрессия. Пальцев больше пяти – агрессивность, амбиции.
Пальцы без ладоней – грубость, черствость, агрессия.
Пальцев меньше пяти – зависимость, бессилие. Пальцы длинные – скрытая агрессия. Пальцы сжаты в кулаки – бунтарство, протест. Кулаки прижаты к телу – вытесненный протест. Кулаки далеко от тела – открытый протест. Пальцы крупные, как гвозди (шипы) – враждебность.
Пальцы одномерные, обведены петлей – сознательные усилия против агрессивного чувства.
Ноги непропорционально длинные–сильная потребность независимости и стремление к ней.
Ноги слишком короткие – чувство физической или психологической неловкости.
Рисунок начат со ступней и ног – боязливость. Ступни не изображены – замкнутость, робость. Ноги широко расставлены – откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).
Ноги неодинаковых размеров – амбивалентность в стремлении к независимости.
Ноги отсутствуют – робость, замкнутость. Ноги акцентированы – грубость, черствость. Ступни – признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.
Ступни непропорционально длинные – потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.
Ступни непропорционально мелкие – скованность, зависимость.

Поза
Лицо изображено так, что виден затылок – тенденция к замкнутости.
Голова в профиль, тело анфас – тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.
Человек, сидящий на краешке стула – сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.
Человек, изображенный бегущим – желание убежать, скрыться от кого-либо.
Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой и левой стороне – отсутствие личного равновесия.
Человек без определенных частей тела указывает на от-вержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).
Человек в слепом бегстве – возможны панические страхи.
Человек в плавном легком шаге – хорошая приспособляемость.
Человек – абсолютный профиль – серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.
Профиль амбивалентный – определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны – особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.
Неуравновешенная стоячая фигура – напряжение.
Куклы – уступчивость, переживание доминирования окружения.
Робот вместо мужской фигуры – деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.

Фигура из палочек – может означать увиливание и негативизм.
Фигура Бабы-Яги – открытая враждебность к женщинам.
Клоун, карикатура – свойственное подросткам ощущение неполноценности. Враждебность, самопрезрение.

Фон. Окружение
Тучи – боязливая тревога, опасения, депрессия. Забор для опоры, контур земли – незащищенность. Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.
Линия основы (земли) – незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка, придает стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, например, "мальчик катается на тонком льду". Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже – под человеком.

Оружие – агрессивность.

Многоплановые критерии

Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка – сфера конфликта.
Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы – зависимость.
Контур. Нажим. Штриховка. Расположение Мало гнутых линий, много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.
Закругленные (округленные) линии – женственность. Комбинация уверенных, ярких и легких контуров – грубость, черствость.
Контур неяркий, неясный – боязливость, робость. Энергичные, уверенные штрихи – настойчивость, безопасность.
Линии неодинаковой яркости – напряжение. Тонкие продленные линии – напряжение. Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, – изоляция.
Эскизный

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.